Положение о рейтинге

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

1.      Организация и управление проектом

1.1 Организацию и управление   проектом осуществляет  общероссийская общественная организация «Зеленый патруль».

1.2 Руководитель  проекта - председатель Правления общероссийской общественной организации «Зеленый патруль»

 Проект осуществляется  при организационном, методическом и материально-техническом содействии заинтересованных государственных, общественных и коммерческих организаций.

 2.      Обоснование проекта  

Актуальность проекта обусловлена потребностью в комплексной сравнительной оценке позитивных и негативных факторов и тенденций в природоохранной, общественно-социальной и хозяйственной деятельности на основе принципов  устойчивого развития регионов РФ

Идеология проекта сформирована с учетом принципов устойчивого развития в соответствии с Декларацией Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 г.). (Приложение №1)

3.      Цели и задачи проекта

Основная цель реализации проекта - содействие защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Задачи проекта:

- формирование экологического рейтинга субъектов РФ на основе сбора, анализа  и  оценки информации природоохранного и экологического характера

- популяризация концепции устойчивого развития Российской Федерации в интересах её граждан

- поддержка природоохранных проектов,  акций и мероприятий по улучшению среды обитания

- содействие формированию и реализации целевых экологических программ в природоохранной, промышленной и социальной сферах

- содействие развитию гражданского общества в Российской Федерации

-содействие экологическому просвещению граждан РФ.

4.      Организационная структура проекта

Организационная структура проекта предполагает конструктивное взаимодействие с  заинтересованными организациями.

Рис. Организационная структура проекта

5.      Содержание  проекта

Основное содержание проекта включает:

-         мониторинг, сбор, структурирование информационных материалов из различных источников
-         анализ  информационных материалов
-         Ввод экспертных оценок в расчетные матрицы ИАС
-         расчет  природоохранного, социально-экологического, промышленно-экологического и сводного индексов
-         определение  экологического рейтинга субъектов РФ.

 

Экологический  рейтинг субъектов Российской Федерации формируется по мере поступления информационных материалов из различных источников, включая СМИ, органы власти, общественные организации, экспертные организации, хозяйствующие субъекты и  инициативные группы граждан.

Информационными материалами являются сообщения, публикации или документы, которые описывают состояние объектов и процессов, а также ситуации, мероприятия и события в вышеуказанных сферах.

Расчет рейтинга осуществляется информационно-аналитической системой (ИАС) на основании расчета индикаторов и  индексов каждого субъекта РФ.

В  банке данных ИАС регистрируются значимые события  в следующих сферах:

ЭКОСФЕРА  (природоохранный индекс) 

СОЦИОСФЕРА (социально - экологический индекс).

ТЕХНОСФЕРА (промышленно-экологический индекс)

а также оценки состояния окружающей среды профильными контролирующими органами и компетентными специалистами.

 Область оценки* (приложение №2) определяют 21 индикатор, которые охватывают три основные сферы мониторинга в регионах Российской Федерации:

Область оценки*
Расчетные индексы
Итоговый рейтинг
региона
Сфера
Индикаторы
Экосфера
Атмосфера, воздух
Природоохранный индекс
 СВОДНЫЙ
ИНДЕКС(Σ)
1.
2.
3.
.
.
.
.
.
.
81.
82.
83.
 
Водные ресурсы
Земельные ресурсы, почва
Биоресурсы
Биоразнообразие
ООПТ
Климат
 
Социосфера
Среда обитания
Социально-экологический индекс
Власть
Закон и порядок
Гражданское общество
Инф. – психолог .климат
Образование и культура
ЖКХ
 
Техносфера
Промышленная среда
Промышленно-экологический индекс
ТБО
Промышленные отходы
Ответственность бизнеса
Наука и инновации
Модернизация и экология
Продукция и услуги
 

    Табл. Область оценки и расчетные составляющие проекта

Числовое значение индикаторов и индексов - это накопленное за расчетный период количество положительных   и отрицательных  оценок в расчетной матрице региона.

 
ПРИРОДООХРАННЫЙ ИНДЕКС
 
ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНДЕКС
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНДЕКС
Атмосфера, воздух
Промышленная среда
Среда обитания
+
о
-
+
о
-
+
о
-
Водные ресурсы, вода
ТБО
Власть
+
о
-
+
о
-
+
о
-
Земельные ресурсы, почва
Ответственность бизнеса
Закон и порядок
+
о
-
+
о
-
+
о
-
Биоресурсы
Промышленные отходы
Гражданское общество
+
о
-
+
о
-
+
о
-
Биоразнообразие
Наука и инновации
Инф.-психолог. климат
+
о
-
+
о
-
+
о
-
ООПТ
Модернизация и экология
Образование и культура
+
0
-
+
0
-
+
0
-
Климат
Продукция и услуги
ЖКХ
+
0
-
+
0
-
+
0
-
 

Рис. Расчетная матрица оценок

Для возможности сравнения регионов,   соотношение положительных и отрицательных оценок автоматически переводится на  100 балльную шкалу.

Расчет рейтинга производится  в режиме on-line на основе единой математической модели для всех субъектов Российской Федерации.

Расчетные данные проекта находятся в открытом доступе, размещаются на интернет-портале www.greenpatrol.ru, и могут быть опубликованы  без ограничений в любых средствах массовой информации с указанием организаторов и партнеров проекта.

6.      Развитие проекта

Развитие проекта будет  осуществляться в следующих направлениях: 

  • Формирование национальной информационно-аналитической системы «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации»
  •  Развитие системы региональных операторов (координаторов) проекта
  • Совершенствование математического аппарата проекта
  • Повышение уровня автоматизации сбора, структурирования и анализа данных
  • Формирование единого банка данных проекта  с открытым доступом

 

Приложение 1

Международные принципы устойчивого развития (декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию.  Рио-де-Жанейро, 1992)

 

Принцип 1

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип 3

Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности – необходимого условия устойчивого развития – в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Принцип 6

Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнёрства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учётом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан – на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряжёнными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

Принцип 12

Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьёзного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает всё возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодёжи мира в целях формирования глобального партнёрства, с тем, чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Принцип 23

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Принцип 24

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

Принцип 25

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Принцип 26

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Принцип 27

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнёрства в выполнении принципов, воплощённых в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

 

 * ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формирование рейтинга. Область оценки

    

Экосфера

  • Учет проблемных экологических объектов, зон и процессов в регионе
  •  Мониторинг содержания вредных веществ в воздухе, водоемах, почвах региона
  • Картографирование благоприятных и проблемных экологических зон региона
  • Предупреждение ущерба от стихийных бедствий (наводнения, пожары, паводки, др.)
  • Ликвидация экологического ущерба от катастроф, стихийных бедствий и катаклизмов
  • Улучшение состояния воздушной среды, водных и земельных ресурсов региона
  • Сохранение, увеличение и рациональное использование биоресурсов региона
  • Сохранение и расширение биологического разнообразия флоры и фауны региона
  • Создание новых природоохранных зон и объектов региона (заповедники, заказники, лесхозы, памятники природы и др.)
  • Поддержка и развитие природоохранных зон и объектов региона 
  • Деятельность региональных природоохранных ведомств и контролирующих организаций
  • Незаконная деятельность организация и граждан, наносящих  экологический  и демографический ущерб
  • Межрегиональные природоохранные инициативы, проекты и программы
  • Межгосударственные природоохранные инициативы, проекты и программы 

      Социосфера

  • Законодательная деятельность по улучшению среды обитания человека
  • Исполнение законодательства РФ в природоохранной сфере и экологии
  • Деятельность общественных организаций и инициативных групп граждан
  • Взаимодействие органов власти, общественных организаций и инициативных групп граждан
  • Региональные программы природоохранного и социально-экологического характера
  • Природоохранные и экологические проекты и программы демографической направленности
  • Защита и улучшение среды обитания малочисленных народов на территории региона
  • Улучшение качества среды обитания, в т.ч. обустройство отдельных территорий, реорганизацию ЖКХ, новое строительство, др.
  • Разработка и внедрение прогрессивных норм и стандартов в области природопользования, энергосбережения, ресурсосбережения, обращения с бытовыми отходами в повседневной жизни граждан
  • Формирование перечня эталонных   объектов, территорий  по критериям образцового состояния и экологической культуры
  • Просветительские и образовательные проекты в области экологии с широким вовлечением детей, юношества, студентов, групп граждан, др.
  • Информационно - рекламные проекты в области экологии, ресурсосбережения, природоведения, краеведения, поведенческой культуры.
  • PR- обеспечение природоохранной деятельности с широким охватом населения
  • Широкое гласное обсуждение проблем и поиска решений
  • Моральное и материальное стимулирование граждан и организаций
  • Жесткая информационная политика пропагандистского характера с элементами общественного осуждения и принуждения
  • Формирование информационных систем открытого доступа экологической направленности
  • Деятельность региональных СМИ

Техносфера

  • Учет хозяйствующих субъектов с оценкой уровня экологического ущерба или потенциального риска экологического ущерба
  • Профилактика ущерба от бедствий техногенного характера (аварии, выбросы, пожары, террористические акты).
  • Деятельность хозяйствующих субъектов по минимизации, ликвидации экологического ущерба или снижению рисков
  • Реконструкция действующих и строительство новых очистных сооружений, снижающих объем промышленных выбросов
  • Координация и совместная деятельность хозяйствующих субъектов региона в сфере экологии
  • Внедрение на предприятиях современных систем экологического менеджмента по стандартам серии ISO 14000
  • Внедрение на предприятиях прогрессивных ресурсосберегающих и энергосберегающих норм и технологий
  • Проведение НИОКР по экологической, природоохранной и ресурсосберегающей тематике
  • Внедрение инновационных природоохранных технологий
  • Освоение и производство инновационных товаров по критериям экологической эффективности
  • Финансирование и реализация хозяйствующими субъектами социально – ориентированных экологических  проектов.
  • Природоохранная и социальная ответственность, открытость и культура бизнеса
  • Сбор, транспортировка, хранение и переработка промышленных отходов
  • Строительство промышленных объектов и внедрение новых технологий по переработке ТБО и промышленных отходов
  • Освоение и выпуск промышленной продукции с повышенными показателями экологического качества
  • Освоение и выпуск товаров с конкурентоспособными экологическими свойствами, с учетом региональных особенностей сырьевой базы, навыков населения, технологий и ремесел
  • Развитие сферы услуг малого бизнеса, ориентированных на высокие экологические потребительские стандарты, в том числе в области ЖКХ, городского хозяйства, экологического туризма, др.
  • Пропаганда и распространение лучшего опыта, стимулирование природоохранной и ресурсосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов
  • Экологический брэндинг товаров, услуг, промышленных объектов и природных территорий региона. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Графическая модель рейтинга

 

 

Официальная региональная информация