РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Андрей Нагибин о необходимости организации обратного вывоза грузов с северных территорий

На Международном арктическом форуме в Мурманске Сопредседатель партии «ЗЕЛЁНЫЕ», Глава «Зелёного патруля», Руководитель общественного экологического проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин заявил о необходимости пересмотреть логистику северного завоза и организовать обратный вывоз грузов с арктических территорий.

По его словам, за десятилетия в Арктику было завезено огромное количество товаров и материалов, но отходы практически не вывозились. В результате в портах скопились тысячи тонн металлолома, подготовленного к отгрузке, однако его никто не забирает — экономически это невыгодно.
«За 90 лет в Арктику завозилось многое, но практически ничего не вывозилось обратно. Сейчас суда возвращаются пустыми, хотя могли бы забирать накопленные отходы», — сказал Нагибин.
За последние четыре года волонтеры «Чистой Арктики» собрали более 19 800 тонн отходов, но значительная часть металлолома по-прежнему остается в северных поселках. Доставка возможна только морским транспортом, однако высокие тарифы делают этот процесс нерентабельным.
«Вся изюминка в том, что именно вывоз металлолома и всего остального называется судовладельцами обратным фрахтом. На самом деле это маленькое лукавство: северный завоз и отличается тем, что судовладельцу платят в оба конца — до места разгрузки и обратно», — сказал Андрей Нагибин в беседе с журналистом «Московской газеты».
Идею создания экономических стимулов для бизнеса поддержал директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов. Он подчеркнул, что при организации северного завоза необходимо учитывать и вопросы экологии, чтобы избежать ошибок, допущенных в других регионах, например, в акватории Черного моря.
«У нас тысячи тонн металлолома скопилось в северных портах. Они подготовлены для отгрузки, но их никто не забирает, поскольку стоимость металлолома невысокая. Раньше его покупали Китай и Турция, сейчас нет, поэтому стоимость тонны гораздо меньше. Судовладельцу это не выгодно. Необходимо стимулировать судовладельца забрать груз обратно», — подытожил руководитель проекта «Чистая Арктика».
Проект «Чистая Арктика» продолжит работу по очистке региона, но без системного подхода к логистике решить проблему окончательно не удастся. Организация обратного вывоза станет важным шагом к сохранению экологического баланса Арктики.
2025