Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль»
117437, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 22. Тел/факс (495) 740-97-16
www.greenpatrol.ru e-mail: russia@greenpatrol.ru
Итоги экологического проекта «Чем дышит Москва?»
02 декабря 2016 г., г. Москва. Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» на пресс-конференции представила итоги более чем годичной работы по проекту «Чем дышит Москва?». В августе 2016 года для всех москвичей был объявлен номер телефона «горячей линии», на который жители мегаполиса могут пожаловаться на загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом, объектами промышленности и теплоэнергетики, неприятные запахи от канализационных коллекторов и т.д. Также свою жалобу граждане могут оставить на интернет сайте «Экологическая карта Москвы», и в он-лайн режиме отслеживать ее рассмотрение. Эксперты «Зеленого патруля», аккредитованные для отбора проб воздуха, почвы, воды и отходов, выезжали с лабораторным оборудованием более 150 раз в различные районы Москвы. Направлялись запросы на крупнейшие промышленные предприятия города с просьбой об ознакомлении с реальной экологической ситуацией. Только Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) открыл доступ на промплощадку предприятия, ознакомил экспертов с результатами экологической модернизации и разрешил отобрать пробы атмосферного воздуха в рабочей зоне. Превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) выявлено не было, что подтверждает данные постоянного государственного автоматического контроля «Мосэкомониторинга». Всего в районе МНПЗ пробы отбирались больше 30 раз.
Имея собственные данные полевых исследований и химических анализов более чем 1,5 тысяч проб атмосферного воздуха Москвы за 15 месяцев исследований, эксперты «Зеленого патруля» прокомментировали заявления представителей Правительства Москвы о снижении за прошедший год объема атмосферного загрязнения в столице на 100 тысяч тонн.
Председатель правления Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», член общественного совета Росприроднадзора РФ, эксперт Центра мониторинга ОНФ Андрей Нагибин заявил: «Мы можем с уверенностью констатировать, что экологическая ситуация в целом и качество атмосферного воздуха, в частности, в Москве продолжает улучшаться. Сравнение данных отбора проб воздуха в одних и тех же районах столицы осенью 2015 и 2016 годов показало, что не только от промышленных предприятий, но и от автотранспорта количество выбросов загрязняющих веществ за прошедший год уменьшилось».
Роман Пукалов, директор природоохранных проектов «Зеленого патруля», рассказывает: «Для сравнимости проб атмосферного воздуха по одним и тем же веществам (оксидам азота, сероводороду, фенолу, формальдегиду, летучим органическим соединениям и т.д.) в 2015 году и 2016 году выбирались одни и те же точки отбора. Мы старались соблюсти не только схожесть погодных условий (скорость ветра, температуру, влажность, атмосферное давление), но и даже день недели и время суток. Автотранспорт Москвы дает около 95% всего объема загрязнений и интенсивность его движения сильно отличается утром в воскресенье или в понедельник. Наиболее проблемными по уровню загрязнения остаются часы пик в будние дни (08-10 утра, 17-19 вечера, особенно – в четверг) и в пробках на вылетных магистралях в субботу утром и воскресенье вечером. С введением 01 июля 2016 г. полного запрета продажи топлива ниже экологического класса «Евро-5», именно который и производит МНПЗ, сам состав выхлопных газов значительно улучшился. Содержание загрязняющих веществ в одних и тех же местах столицы в схожих условиях снизилось на 10-20%».
Для проверки соблюдения вышеуказанного запрета экологами отбирались пробы моторного топлива на АЗС столицы и в ближайшем Подмосковье. На крупных сетевых заправках («Газпромнефть», «Лукойл» и т.д.) качество бензина и дизельного топлива соответствует установленной норме содержания серы – ниже 10 мг/кг. Но, на половине мелких заправок экологи обнаруживали топливо класса «Евро-4», «Евро-3». На АЗС на улице Южнопортовой химические анализы 95-го бензина показали содержание серы в 315 мг/кг, что допускается только в топливе давно запрещенного класса «Евро-2».
Андрей Нагибин: «Все названия и адреса АЗС, виновных в нарушении российского законодательства, протоколы химических анализов и т.д., мы готовы передать в государственные органы власти. В будущем у нас есть планы организации систематических отборов проб топлива на АЗС не только Москвы, но и других регионов ЦФО, ПФО и Сибирского Федерального округа. Особое внимание мы уделим Московской области, так как многие водители стремятся перед въездом в Москву заправиться дешевым топливом на сомнительных заправках. Все данные химических анализов будут представлены нами на интерактивной карте с указанием названий и месторасположения АЗС».
Роман Пукалов: «Количество жалоб, получаемых нами на интерактивной «Экологической карте Москвы», также сократилось. Они продолжают приходить из разных районов города, даже из считающихся «экологически благополучными». Но, «экологические рейтинги районов Москвы» придумали ушлые риелторы, которые заинтересованы продать квартиры подороже. Безусловно, в столице еще остаются «острова» и «полосы» экологического неблагополучия. Первые располагаются вокруг закрытых промзон, где могут быть десятки малых источников загрязнения воздуха. Примеры таких: на Очаковском шоссе, д.5, на улицах Шоссейной и Батюнинской, в районе железнодорожной станции Перерва. В районах расположения канализационных насосных станций люди жалуются на запах сероводорода. Наибольшее число жалоб приходит с окраин Москвы, прилегающих к промзонам Люберец, Кожухово, Видное. «Полосы экологического неблагополучия» - это участки магистралей, где наибольшее количество автомобилей стоит в пробках и на первой-второй передаче выбрасывают максимальное количество загрязняющих веществ. По данным химических анализов осени 2016 года антирекорд был зафиксирован в ВАО на улице Стромынка, где большие проблемы с пробками и плохие условия рассеивания загрязняющих веществ. Здесь было зафиксировано больше 3 ПДК по фенолу».
Андрей Нагибин: «Осенью 2016 года впервые по результатам расчета летнего «Экологического рейтинга субъектов РФ» Москва вошла в десятку лучших регионов страны. Объективность этого события подтверждается не только официальными сообщениями о благоустройстве столицы, о решениях отдельных транспортных проблем, о модернизации крупнейших предприятий столицы, но и нашими собственными отборами проб воздуха по проекту «Чем дышит Москва?». Итоговый «Экологический рейтинг» за 2016 год сейчас находится на стадии пересчета, и вскоре мы готовы будем его опубликовать».
За дополнительной информацией вы можете обратиться по телефону:
8-903-763-05-18
117437, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 22. Тел/факс (495) 740-97-16
www.greenpatrol.ru e-mail: russia@greenpatrol.ru
Итоги экологического проекта «Чем дышит Москва?»
02 декабря 2016 г., г. Москва. Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» на пресс-конференции представила итоги более чем годичной работы по проекту «Чем дышит Москва?». В августе 2016 года для всех москвичей был объявлен номер телефона «горячей линии», на который жители мегаполиса могут пожаловаться на загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом, объектами промышленности и теплоэнергетики, неприятные запахи от канализационных коллекторов и т.д. Также свою жалобу граждане могут оставить на интернет сайте «Экологическая карта Москвы», и в он-лайн режиме отслеживать ее рассмотрение. Эксперты «Зеленого патруля», аккредитованные для отбора проб воздуха, почвы, воды и отходов, выезжали с лабораторным оборудованием более 150 раз в различные районы Москвы. Направлялись запросы на крупнейшие промышленные предприятия города с просьбой об ознакомлении с реальной экологической ситуацией. Только Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) открыл доступ на промплощадку предприятия, ознакомил экспертов с результатами экологической модернизации и разрешил отобрать пробы атмосферного воздуха в рабочей зоне. Превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) выявлено не было, что подтверждает данные постоянного государственного автоматического контроля «Мосэкомониторинга». Всего в районе МНПЗ пробы отбирались больше 30 раз.
Имея собственные данные полевых исследований и химических анализов более чем 1,5 тысяч проб атмосферного воздуха Москвы за 15 месяцев исследований, эксперты «Зеленого патруля» прокомментировали заявления представителей Правительства Москвы о снижении за прошедший год объема атмосферного загрязнения в столице на 100 тысяч тонн.
Председатель правления Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», член общественного совета Росприроднадзора РФ, эксперт Центра мониторинга ОНФ Андрей Нагибин заявил: «Мы можем с уверенностью констатировать, что экологическая ситуация в целом и качество атмосферного воздуха, в частности, в Москве продолжает улучшаться. Сравнение данных отбора проб воздуха в одних и тех же районах столицы осенью 2015 и 2016 годов показало, что не только от промышленных предприятий, но и от автотранспорта количество выбросов загрязняющих веществ за прошедший год уменьшилось».
Роман Пукалов, директор природоохранных проектов «Зеленого патруля», рассказывает: «Для сравнимости проб атмосферного воздуха по одним и тем же веществам (оксидам азота, сероводороду, фенолу, формальдегиду, летучим органическим соединениям и т.д.) в 2015 году и 2016 году выбирались одни и те же точки отбора. Мы старались соблюсти не только схожесть погодных условий (скорость ветра, температуру, влажность, атмосферное давление), но и даже день недели и время суток. Автотранспорт Москвы дает около 95% всего объема загрязнений и интенсивность его движения сильно отличается утром в воскресенье или в понедельник. Наиболее проблемными по уровню загрязнения остаются часы пик в будние дни (08-10 утра, 17-19 вечера, особенно – в четверг) и в пробках на вылетных магистралях в субботу утром и воскресенье вечером. С введением 01 июля 2016 г. полного запрета продажи топлива ниже экологического класса «Евро-5», именно который и производит МНПЗ, сам состав выхлопных газов значительно улучшился. Содержание загрязняющих веществ в одних и тех же местах столицы в схожих условиях снизилось на 10-20%».
Для проверки соблюдения вышеуказанного запрета экологами отбирались пробы моторного топлива на АЗС столицы и в ближайшем Подмосковье. На крупных сетевых заправках («Газпромнефть», «Лукойл» и т.д.) качество бензина и дизельного топлива соответствует установленной норме содержания серы – ниже 10 мг/кг. Но, на половине мелких заправок экологи обнаруживали топливо класса «Евро-4», «Евро-3». На АЗС на улице Южнопортовой химические анализы 95-го бензина показали содержание серы в 315 мг/кг, что допускается только в топливе давно запрещенного класса «Евро-2».
Андрей Нагибин: «Все названия и адреса АЗС, виновных в нарушении российского законодательства, протоколы химических анализов и т.д., мы готовы передать в государственные органы власти. В будущем у нас есть планы организации систематических отборов проб топлива на АЗС не только Москвы, но и других регионов ЦФО, ПФО и Сибирского Федерального округа. Особое внимание мы уделим Московской области, так как многие водители стремятся перед въездом в Москву заправиться дешевым топливом на сомнительных заправках. Все данные химических анализов будут представлены нами на интерактивной карте с указанием названий и месторасположения АЗС».
Роман Пукалов: «Количество жалоб, получаемых нами на интерактивной «Экологической карте Москвы», также сократилось. Они продолжают приходить из разных районов города, даже из считающихся «экологически благополучными». Но, «экологические рейтинги районов Москвы» придумали ушлые риелторы, которые заинтересованы продать квартиры подороже. Безусловно, в столице еще остаются «острова» и «полосы» экологического неблагополучия. Первые располагаются вокруг закрытых промзон, где могут быть десятки малых источников загрязнения воздуха. Примеры таких: на Очаковском шоссе, д.5, на улицах Шоссейной и Батюнинской, в районе железнодорожной станции Перерва. В районах расположения канализационных насосных станций люди жалуются на запах сероводорода. Наибольшее число жалоб приходит с окраин Москвы, прилегающих к промзонам Люберец, Кожухово, Видное. «Полосы экологического неблагополучия» - это участки магистралей, где наибольшее количество автомобилей стоит в пробках и на первой-второй передаче выбрасывают максимальное количество загрязняющих веществ. По данным химических анализов осени 2016 года антирекорд был зафиксирован в ВАО на улице Стромынка, где большие проблемы с пробками и плохие условия рассеивания загрязняющих веществ. Здесь было зафиксировано больше 3 ПДК по фенолу».
Андрей Нагибин: «Осенью 2016 года впервые по результатам расчета летнего «Экологического рейтинга субъектов РФ» Москва вошла в десятку лучших регионов страны. Объективность этого события подтверждается не только официальными сообщениями о благоустройстве столицы, о решениях отдельных транспортных проблем, о модернизации крупнейших предприятий столицы, но и нашими собственными отборами проб воздуха по проекту «Чем дышит Москва?». Итоговый «Экологический рейтинг» за 2016 год сейчас находится на стадии пересчета, и вскоре мы готовы будем его опубликовать».
За дополнительной информацией вы можете обратиться по телефону:
8-903-763-05-18