Эксперты Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль» продолжают свои работы по проекту «Чем дышит Москва?». Этот проект стартовал 26 августа 2015 года обсуждением в Общественной палате РФ. У жителей Москвы появилась возможность обращаться со своими жалобами на состояние атмосферного воздуха столицы не только в государственные надзорные органы, но и к общественным инспекторам «Зеленого патруля». Свои обращения они могут оставлять на интернет портале «Экологическая карта Москвы» и на «горячей линии» организации -8-903-763-05-18. По заявлениям жителей выезжают общественные инспектора «Зеленого патруля» с приборами для отбора проб воздуха. Химические анализы проб производятся в государственной аккредитованной лаборатории.
В сентябре – декабре 2015 года и в дневное, и в ночное время экспертами «Зеленого патруля» были отобраны около 250 проб на различные вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Нами были обследованы 9 промышленных зон на территории Москвы и 4 промзоны в ближайшем Подмосковье. В часы наиболее плотного автомобильного движения пробы атмосферного воздуха отбирались на дорогах у первой линии домов. Для оценки влияния выхлопных газов на здоровье водителей пробы атмосферного воздуха отбирались и в салонах автомобилей, например, в Лефортовском туннеле. Именно здесь наблюдается особенно напряженная ситуация в пиковые часы. Увеличение загрязнения атмосферного воздуха также регистрировалось нами на вылетных магистралях, на въезде в город в утренние часы и на выезде в вечерние. Загрязнение на уровне предельно допустимых концентраций (ПДК) и выше было отмечено в следующих округах Москвы: ВАО, СВАО, СЗАО, ЗАО и ЮАО. Мы наглядно для себя убедились, что именно автотранспорт является основным источником загрязнения атмосферы столицы. По официальным данным около 900 тысяч тонн загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу столицы с выхлопными газами. При этом большинство из них - высокотоксичные.
Безусловно, нельзя драматизировать ситуацию с загрязнением атмосферного воздуха в столице, и сравнивать Москву с Пекином или Шанхаем. Объемы выбросов промышленных предприятий в столице России невелики. Ветреная и дождливая осень и начало календарной зимы 2015 года во многом способствовали тому, что загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами рассеивались в приземных слоях и, их концентрация не достигала критических отметок.
Также необходимо признать, что проекты благоустройства города, реализованные в последние годы, введение ограничительных мер по движению большегрузного транспорта и введение платных парковок в центре Москвы способствовали снижению загрязнения атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта. Установка автоматических систем контроля на предприятиях и осуществляющиеся программы их модернизации также улучшили состояние атмосферного воздуха столицы.
Наибольшее наше опасение вызывает тот факт, что ежегодно, по разным оценкам, автопарк Москвы прибывает на 200-400 тысяч автомобилей. Растет и число иногородних транспортных средств. Число автомобилей в столице увеличивается в основном за счет транспортных средств классом двигателей выше стандарта Евро-3. Сейчас появляется реальная возможность за счет улучшения качества топлива (введения запрета на продажу топлива ниже стандарта Евро-5) значительно оздоровить атмосферу столицы.
С введением в столице стандарта топлива Евро-5 произойдет резкое снижение выбросов в атмосферу сернистых веществ. Диоксид серы в настоящее время является одним из основных компонентов выхлопных газов.
Сернистые вещества вызывают раздражение дыхательных путей и глаз, насморк, кашель, охриплость, першение в горле, удушье, расстройство речи, затруднение глотания, рвоту; возможен острый отек легких.
Сергей Семенович, обращаемся к вам с просьбой о введении полного запрета на продажу в Москве топлива ниже стандарта Евро-5.
Ясно, что для улучшения качества атмосферного воздуха в столице также крайне важным является введение подобного запрета и в Московской области. Большая доля автомобилей заправляется топливом в Подмосковье, а выхлопные газы выбрасывают в Москве. С подобной же просьбой мы будем обращаться к губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву.