РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

09.04.2023. Премьера фильма: "Меня приводит в движение свет"

2023
ремьера: 09.04.2023, 17:00.

г.Москва, кинотеатр Октябрь на ул. Новый Арбат, 24.


"A lumine motus / Меня приводит в движение свет"

Cамый весенний фильм от автора знаменитого цикла «СТРАНА ПТИЦ»,

но на сей раз герои Светланы Быченко не птицы, а Цветы и волшебный микромир нашей Планеты.

Подобные фильмы со спец.съемкой, макросъемкой не снимались в России более полувека, а в Европе последний такой фильм был снят в 1996 г.

и вот совершенно новое слово в нашем кино, высококлассное изображение - камера двигается за

божьими коровками, улитками, следит за раскрытием первоцветов, опускается под воду - захватывает дух.

Это настоящее путешествие в микрокосмос, в мир цветов и насекомых, в мир, что у нас под ногами, еще раз говорящее нам о том, Природа остается величайшим мастером спецэффектов…

Мы увидим, что растения так же, как и мы борются, чувствуют, видят, и даже будто бы слышат, что насекомые, лягушки, пауки - все со своим характером, и их жизнь так же наполнена событиями, как и наша.

У нас под ногами – целый космос! И все мы черпаем силы из одного источника…

Съемочная группа работала два года, были построены два павильона, изобретено множество приспособлений для того, чтобы максимально достоверно передать жизнь пролесок, пионов, кувшинок…



Фильм снимался заповеднике «Белогорье», в Липецкой, Псковской областях, в «Ботаническом саду» МГУ, в заповеднике «Воронинский».



Режиссёр: Светлана Быченко Оператор: Светлана Быченко Операторская группа:

Александр Свешников Михаил Яковлев Александра Криволуцкая Анна Романюта

Даниил Домашев

Композитор: Сергей Клевенский

Хронометраж: 69 минут

Кинофабрика «СЛОНиКо», 2023

О РЕЖИССЁРЕ:

Быченко Светлана,

Режиссер документального кино,

Член Союза кинематографистов РФ, продюсер.



Родилась в Красноярском крае. Закончила Уральский государственный университет, факультет

журналистики; Высшие курсы сценаристов и режиссеров, отделение документального кино, мастерская Л.Гуревича.

Сняла более 30 документальных фильмов на разные темы, среди них широкоизвестная документальная сказка «Побег слонов из России» - Приз кинокритики

«Белый слон» 2000, «Острова.Варлам Шаламов» - Номинант «ТЭФИ» 2007), документальный сериал «Страна птиц» - Национальная премия «Лавр» 2011, Главный приз международного экологического фестиваля «Золотая гагара», 2011, номинант национальной премии «Лавр» 2012.


О КОМПОЗИТОРЕ:

Сергей Клевенский, мультиинструменталист, освоивший самые разнообразные экзотические духовые инструменты. Свирели, различные разновидности флейт, волынки, кларнет, ирландские вистлы, жалейки, рожки, и другие духовые инструменты в его руках приобретают необыкновенную жизнь. По мнению критиков, Сергея Клевенского можно назвать одним из наиболее сильных музыкантов современной этнической сцены России.



Рецензии





Наум Клейман,

киновед и историк кино, создатель Музея кино, заслуженный деятель искусств РФ, командор ордена искусств и литературы (Франция)

член жюри фестивалей в Венеции, Берлине, Лейпциге, Торонто, Париже, Локарно, Стамбуле


АБСОЛЮТНОЕ КИНО СВЕТЛАНЫ БЫЧЕНКО

Термин «абсолютное кино» родился во времена киноавангарда 1920-х годов – им обозначали абстрактные фильмы Викинга Эггелинка, Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна. Тогдашний абсолют был построен на бессюжетном движении линий и геометрических форм, оно развивало идеи беспредметной живописи Казимира Малевича, Василия Кандинского и их последователей.

К фильму Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет», целиком снятом на натуре методом терпеливого и вдумчивого наблюдения, старый термин применим в совсем ином значении. Прежде всего потому, что картина создана по ту сторону всех видов кинематографа – документального, научно-популярного и игрового.

Я смею включать в этот перечень кино игровое, хотя тут нет ни одного инсценированного кадра. Ибо в нем органично и выразительно играют свои роли – в прямом смысле этих слов – Былинки и Цветы, Насекомые и Птицы, Земноводные и Пресмыкающиеся. Роли изначально предписаны им Природой, она же определяет

жизненную драматургию их взаимодействий, конфликтов и катастроф. И фильм убедительно выявляет первичное Авторство Природы.

Но язык не повернется назвать Светлану Быченко «вторичным автором»: она полноправно соавторствует с Природой ролями Кинематографического Творца: Наблюдателя, Сценариста, Режиссера, Оператора, Монтажера...Все эти ипостаси органично объединяются в роль подлинного Автора Фильма, замысел которого – стремление если не разгадать, то уловить замысел Творца Природы и если не объяснить, то приобщить зрителя к тайнам и к красоте Жизни.

Жанр этой, такой красноречивой картины – Мистерия Бытия, включающая в себя Рождение и Смерть, Любовь и Убийство, Противоречия и Гармонию.

По мере просмотра зритель начинает чувствовать и осознавать, что смотрит вовсе не видовой, а философский фильм о мириадах обитателей планеты, среди которых не очень значительную долю составляет человечество, самодовольно объявившее себя Хозяином

Земли. И вовсе не случайно на экране лишь однажды и то мимоходом появляются люди, а фильм обходится без единого слова – ни диалогов, ни закадрового текста: тут господствуют другие языки – прикосновений, движений, звука, цвета, даже как будто воспринимаемого запаха. Абсолютной бессловесностью Быченко мобилизует, как в немом



кино, восприятие зрителя, приглашая и его к сотворчеству, она возвращает кинематографу общепонятность в любой точке планеты – как абсолютное достоинство экранного искусства.

Вместе с тем в фонограмме фильма торжествует звуковая образность – в записанных на натуре перекличках птичьего пения и жужжания насекомых, в плеске воды и шорохе трав – в шумах неразличимы синхронные или студийно имитированные звуки.

Наконец, к абсолютному измерению фильма относится деликатно чуткая фортепианная музыка Сергея Клевенского – синтез «таперской» импровизации и композиторской культуры.

Фильм «Меня приводит в движение свет» останется, на мой взгляд, этапным в процессе вечного изобретения кино.





ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ



Лариса Куриленко, поэт, г.Белгород



«Мне посчастливилось побывать на премьерном показе документального фильма режиссёра Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет» в кинотеатре

«ГриннФильм». Картина удивительна не только тем, что она снималась в заповеднике «Белогорье», а ещё своим медитативным воздействием (говорю о своих впечатлениях) - смотреть на природу в таком высоком разрешении, слушать звуки природы, видеть, как все живое откликается на тепло и свет - это успокаивает, расслабляет и побуждает задуматься о том, как хрупок и многообразен мир вокруг нас и как он нуждается в покое от человеческого вмешательства. Будем же снисходительны и бережливы к природе, которая умеет возрождать не только растения, но и людские души».



Сидели, приглашённые в весну, И слушали, как лопаются почки, Улитки уползают на Луну,

За Солнцем слепо следуют росточки, Как страшен снег раскрывшимся цветам, Как жизнь и смерть, друг друга чередуя,

Вплетаются мгновеньями в года, Как жуток миг их встреч и поцелуев.

Экран заворожил, и в нем ответ:

Нечаянно не отрави волшебных струй. Тебя в движение приводит тот же свет, И также страшен смерти поцелуй..