Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»
117437, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 22
Тел.: 8 (495) 532-56-63 , russia@greenpatrol.ru
www.greenpatrol.ru
Выступление Андрея Нагибина, Председателя Правления Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль», Эксперта Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса на Конференции Общероссийского Народного Фронта по проблемам экологии и защиты леса «Гражданские инициативы и информационные технологии в экологии»
г. Иркутск 25 февраля 2016 г.
Мне хотелось бы начать свое выступление с обсуждения Стратегии экологической безопасности Российской Федерации, разработанной по поручению Президента до 2025 года.
Само понятие «экологическая безопасность» введено ФЗ от 10. 01. 2002 г. «Об охране окружающей среды». Это есть – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий. Этот термин используется во многих случаях, как синоним «рационального использования природных ресурсов» или отождествляется с «охраной окружающей среды», а это не совсем правильно.
В контексте национальной безопасности страны, стратегическое значение приобретает промышленная безопасность и образующие ее компоненты.
Как известно 2017 год указом Президента объявлен «Годом экологии»
Владимир Путин сказал: «Мы должны уделить самое пристальное внимание проблемам экологического оздоровления территорий. Наш ориентир – это высокие экологические стандарты развития…».
А так же «При реализации крупных проектов - на экологии экономить нельзя…» - сказал Президент.
Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль» взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в реализации установок Президента РФ, нашедших отражение в стратегии экологической безопасности.
В частности, «Зеленый патруль» ежеквартально публикует «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации», который ведется организацией с 2008 года и вызывает широкий общественно-политический резонанс.
В 2015 году в рамках указанного выше проекта организация «Зеленый патруль» собрала и обобщила информацию из регионов РФ в целях формирования дополнительного критерия оценки деятельности субъекта в сфере экологической безопасности, на основе соотношения бюджетного финансирования и конечных результатов работы органов власти.
Анализ получаемых сведений позволил экспертам организации выступить с предложением: в преддверии «года экологии» объявить 2016 год – « годом начала экологической модернизации промышленности».
Как свидетельствует статистика, здоровье и продолжительность жизни россиян в значительной мере зависят от сокращения объемов и состава выбросов вредных веществ, поступающих в атмосферу в процессе деятельности производственных предприятий, хранения и переработки отходов. В этой связи остро встает вопрос о необходимости экологической модернизации промышленности путем внедрения «чистых» технологий, которая должна происходить на основе освоения технологий, минимизирующих вредные последствия.
Возникает закономерный вопрос – как добиться желаемых результатов и повысить качество жизни населения?
Сегодня наряду с Росприроднадзором контрольные мероприятия в области охраны окружающей среды и природопользования проводят Роспотребнадзор, Рослесхоз, Росгидромет, Росрыболовство, Ростехнадзор, Природоохранная прокуратура. При этом единственным органом, уполномоченным следить за промышленным производством, является Ростехнадзор, однако, его компетенция ограничена контролем за соблюдением требований безопасного проведения работ и частично пожарной безопасности.
Вне зоны внимания внутри производства остаются собственно промышленные технологии, представляющие собой основной источник угроз жизни и здоровью населения с точки зрения количества и качества вредных выбросов и отходов. В результате получается, что за модернизацию оборудования, внедрение чистых технологий и безотходного производства отвечает хозяин предприятия, не заинтересованный в дополнительных расходах на экологические цели. Ему выгоднее платить штрафы по претензиям Росприроднадзора, а не совершенствовать технологический цикл.
В настоящее время в связи со значительным расширением масштабов промышленной деятельности возникла принципиально новая задача - проведение внешнего контроля в течение всего цикла создания и производства продукции.
Современное общество расточительно использует природные ресурсы, производя массу потребительских товаров с коротким сроком службы, пользуясь технологиями, предполагающими большое количество отходов.
В этой связи, важное значение приобретают формы и методы промышленной экологии, определяющие взаимодействие производства с окружающей средой.
В России объем накопленных отходов составляет почти 90 млрд. тонн. По прогнозам данное количество ежегодно при современной ситуации будет увеличиваться на 5 млрд. тонн отходов, из которых большая часть приходится на долю добывающей промышленности. Свыше 90 % всех отходов неопасны для природных объектов и представляют собой, по сути, вторичные ресурсы. При этом, по оценкам экспертов, в стране утилизируется не более 10 % отходов.
ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» установил, что деятельность, связанная с обращением отходов, отнесена к самостоятельной отрасли промышленности, развитие которой может быть направлено на повышение сырьевой эффективности российской экономики.
С учетом изложенного представляется целесообразным:
Использование вторичных ресурсов в развитии отраслей промышленности позволит решить многие задачи, сформулированные в стратегии экологической безопасности РФ.
117437, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 22
Тел.: 8 (495) 532-56-63 , russia@greenpatrol.ru
www.greenpatrol.ru
Выступление Андрея Нагибина, Председателя Правления Общероссийской Общественной организации «Зеленый патруль», Эксперта Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса на Конференции Общероссийского Народного Фронта по проблемам экологии и защиты леса «Гражданские инициативы и информационные технологии в экологии»
г. Иркутск 25 февраля 2016 г.
Мне хотелось бы начать свое выступление с обсуждения Стратегии экологической безопасности Российской Федерации, разработанной по поручению Президента до 2025 года.
Само понятие «экологическая безопасность» введено ФЗ от 10. 01. 2002 г. «Об охране окружающей среды». Это есть – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий. Этот термин используется во многих случаях, как синоним «рационального использования природных ресурсов» или отождествляется с «охраной окружающей среды», а это не совсем правильно.
В контексте национальной безопасности страны, стратегическое значение приобретает промышленная безопасность и образующие ее компоненты.
Как известно 2017 год указом Президента объявлен «Годом экологии»
Владимир Путин сказал: «Мы должны уделить самое пристальное внимание проблемам экологического оздоровления территорий. Наш ориентир – это высокие экологические стандарты развития…».
А так же «При реализации крупных проектов - на экологии экономить нельзя…» - сказал Президент.
Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль» взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в реализации установок Президента РФ, нашедших отражение в стратегии экологической безопасности.
В частности, «Зеленый патруль» ежеквартально публикует «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации», который ведется организацией с 2008 года и вызывает широкий общественно-политический резонанс.
В 2015 году в рамках указанного выше проекта организация «Зеленый патруль» собрала и обобщила информацию из регионов РФ в целях формирования дополнительного критерия оценки деятельности субъекта в сфере экологической безопасности, на основе соотношения бюджетного финансирования и конечных результатов работы органов власти.
Анализ получаемых сведений позволил экспертам организации выступить с предложением: в преддверии «года экологии» объявить 2016 год – « годом начала экологической модернизации промышленности».
Как свидетельствует статистика, здоровье и продолжительность жизни россиян в значительной мере зависят от сокращения объемов и состава выбросов вредных веществ, поступающих в атмосферу в процессе деятельности производственных предприятий, хранения и переработки отходов. В этой связи остро встает вопрос о необходимости экологической модернизации промышленности путем внедрения «чистых» технологий, которая должна происходить на основе освоения технологий, минимизирующих вредные последствия.
Возникает закономерный вопрос – как добиться желаемых результатов и повысить качество жизни населения?
Сегодня наряду с Росприроднадзором контрольные мероприятия в области охраны окружающей среды и природопользования проводят Роспотребнадзор, Рослесхоз, Росгидромет, Росрыболовство, Ростехнадзор, Природоохранная прокуратура. При этом единственным органом, уполномоченным следить за промышленным производством, является Ростехнадзор, однако, его компетенция ограничена контролем за соблюдением требований безопасного проведения работ и частично пожарной безопасности.
Вне зоны внимания внутри производства остаются собственно промышленные технологии, представляющие собой основной источник угроз жизни и здоровью населения с точки зрения количества и качества вредных выбросов и отходов. В результате получается, что за модернизацию оборудования, внедрение чистых технологий и безотходного производства отвечает хозяин предприятия, не заинтересованный в дополнительных расходах на экологические цели. Ему выгоднее платить штрафы по претензиям Росприроднадзора, а не совершенствовать технологический цикл.
В настоящее время в связи со значительным расширением масштабов промышленной деятельности возникла принципиально новая задача - проведение внешнего контроля в течение всего цикла создания и производства продукции.
Современное общество расточительно использует природные ресурсы, производя массу потребительских товаров с коротким сроком службы, пользуясь технологиями, предполагающими большое количество отходов.
В этой связи, важное значение приобретают формы и методы промышленной экологии, определяющие взаимодействие производства с окружающей средой.
В России объем накопленных отходов составляет почти 90 млрд. тонн. По прогнозам данное количество ежегодно при современной ситуации будет увеличиваться на 5 млрд. тонн отходов, из которых большая часть приходится на долю добывающей промышленности. Свыше 90 % всех отходов неопасны для природных объектов и представляют собой, по сути, вторичные ресурсы. При этом, по оценкам экспертов, в стране утилизируется не более 10 % отходов.
ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» установил, что деятельность, связанная с обращением отходов, отнесена к самостоятельной отрасли промышленности, развитие которой может быть направлено на повышение сырьевой эффективности российской экономики.
С учетом изложенного представляется целесообразным:
- с участием экспертного сообщества и общественных организаций разработать предложения о возможности использования отходов производства в качестве вторичного сырья;
- подготовить предложения о мерах экономического стимулирования практики использования вторичных ресурсов при производстве продукции, включая механизм закупок товаров, работ и услуг в соответствии с ФЗ «О промышленной политике в РФ»;
- разработать предложения о рамочных стандартах экологической модернизации предприятий; (это как раз тот случай, когда строительство новой доменной печи не является экологической модернизацией, потому что старые, как дымили, так и дымят, причём на экологию списываются миллиарды).
- подготовить обращение от имени экспертного сообщества и общественных объединений о закреплении функции по контролю и надзору за соблюдением экологических стандартов за единым профильным органом исполнительной власти.
Использование вторичных ресурсов в развитии отраслей промышленности позволит решить многие задачи, сформулированные в стратегии экологической безопасности РФ.