.В открытой дискуссии о возможностях привлечения молодых кадров в Арктику приняли участие руководитель проектного офиса АНО «Чистая Арктика» Андрей Нагибин, исполнительный директор по социальному развитию, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев, представители АНО «Корпоративная академия Росатома», ректоры российских профильных вузов.
Возможности российских вузов для реализации стратегии развития Арктики с точки зрения кадрового потенциала и привлечения талантливой молодёжи в северные регионы обсудили сегодня на XXVI Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссия прошла в рамках пленарной сессии «Человеческий капитал для покорения Арктики: ресурсы, компетенции, университеты».
В частности, спикеры обсудили, какие именно кадры нужны Арктике в настоящее время и в ближайшем будущем, какими надпрофессиональными компетенциями должны обладать новые покорители Русского Севера и где готовить таких специалистов? Особое внимание эксперты уделили университетам и центрам компетенций, которые ведут подготовку специалистов для арктических территорий.
По словам Андрея Нагибина, внедрять в вузах образовательные стандартны, посвященные изучению Крайнего Севера, и кросскультурные программы, позволяющие изучить Арктику комплексно, с разных сторон – от экономической до геополитической – хороший опыт. Укрепление сотрудничества вузов с компаниями и организациями, расположенными или работающими на севере – тоже правильно. Но вместе с тем важно обеспечить молодежи доступ к Арктике в буквальном смысле и ввести практику студенческих волонтерских экспедиций в северные регионы. Причем вне зависимости от направления подготовки: осваивать новые территории могут все – от биологов до юристов-международников.
«Проект "Чистая Арктика" может органично встроиться в систему высшего образования. Мы не первый год собираем молодежь и объединяем ее вокруг главных задач развития крайнего севера, особенно – экологического. В этом деле уже накопился приличный опыт: молодые люди приезжают на уборки арктических территорий и нарабатывают компетенции, которые как раз-таки нужны специалистам – будущим покорителям Арктики. Это какие-то прикладные вещи – навыки и подходы для защиты хрупкой природы региона, это и межотраслевая коммуникация, умение адаптироваться в социуме, в команде, системное и проектное мышление. Когда мы только запускали "Чистую Арктику", мало кто верил, что на ее программы найдется столько добровольцев. Сейчас в очереди на экспедиции стоит две с половиной тысячи человек – это практически 40 человек на место», – сказал Андрей Нагибин.
По словам Нагибина, еще одна возможность, которая открывается молодежи при совместной работе профильных вузов и проектного офиса «Чистой Арктики» – это научная самореализация. В рамках арктических экспедиций студенты могут проводить исследования и развивать область своих профессиональных интересов. Таким образом в тесной связи «Чистой Арктики» с образовательными организациями можно разработать совместные программы для студентов.
«Может стоит обсудить систему студенческих занятий, практик на платформе "Чистой Арктики", ведь очень важно: в процессе учебы показать молодым людям, где они будут работать. То есть это уже система: расширять горизонты через волонтёрскую деятельность. Прикреплять студентов к конкретной программе, затем экспертно сопровождать и курировать их. Я сам, будучи курсантом мореходного училища, будущим штурманом, проходил морскую практику в качестве обычного матроса-практиканта и потом осознанно работал в арктической зоне», – подытожил Андрей Нагибин.
Представители университетов идею поддержали. Во-первых, вузам эта программа поможет повышать потенциал и кадровую значимость своих студентов. Кроме того, ребята, вернувшиеся из арктических экспедиций, точно могут рассмотреть возможность вернуться на север, но уже в качестве уникальных специалистов.
Освоение Арктики – система гибкая, подчеркнули спикеры, именно поэтому в рамках новых коллабораций и решений, будущих арктических экспертов ждет быстрый карьерный старт.
Подводя итоги дискуссии, модератор – руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля закрепил несколько выдвинутых участниками встречи инициатив и предложил вынести их на отдельное обсуждение. В главных пунктах – предложенная Андреем Нагибиным совместная работа российских вузов и проекта «Чистая Арктика», а также производственная коллаборация вузов с арктическим предприятиями, причем, отдельным тематическим треком. Также в рамках дискуссии было предложено пересмотреть в арктических университетах практику так называемых КЦП – количество бюджетных мест, на которые осуществляется набор по разным направлениям подготовки и формам обучения.
Возможности российских вузов для реализации стратегии развития Арктики с точки зрения кадрового потенциала и привлечения талантливой молодёжи в северные регионы обсудили сегодня на XXVI Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссия прошла в рамках пленарной сессии «Человеческий капитал для покорения Арктики: ресурсы, компетенции, университеты».
В частности, спикеры обсудили, какие именно кадры нужны Арктике в настоящее время и в ближайшем будущем, какими надпрофессиональными компетенциями должны обладать новые покорители Русского Севера и где готовить таких специалистов? Особое внимание эксперты уделили университетам и центрам компетенций, которые ведут подготовку специалистов для арктических территорий.
По словам Андрея Нагибина, внедрять в вузах образовательные стандартны, посвященные изучению Крайнего Севера, и кросскультурные программы, позволяющие изучить Арктику комплексно, с разных сторон – от экономической до геополитической – хороший опыт. Укрепление сотрудничества вузов с компаниями и организациями, расположенными или работающими на севере – тоже правильно. Но вместе с тем важно обеспечить молодежи доступ к Арктике в буквальном смысле и ввести практику студенческих волонтерских экспедиций в северные регионы. Причем вне зависимости от направления подготовки: осваивать новые территории могут все – от биологов до юристов-международников.
«Проект "Чистая Арктика" может органично встроиться в систему высшего образования. Мы не первый год собираем молодежь и объединяем ее вокруг главных задач развития крайнего севера, особенно – экологического. В этом деле уже накопился приличный опыт: молодые люди приезжают на уборки арктических территорий и нарабатывают компетенции, которые как раз-таки нужны специалистам – будущим покорителям Арктики. Это какие-то прикладные вещи – навыки и подходы для защиты хрупкой природы региона, это и межотраслевая коммуникация, умение адаптироваться в социуме, в команде, системное и проектное мышление. Когда мы только запускали "Чистую Арктику", мало кто верил, что на ее программы найдется столько добровольцев. Сейчас в очереди на экспедиции стоит две с половиной тысячи человек – это практически 40 человек на место», – сказал Андрей Нагибин.
По словам Нагибина, еще одна возможность, которая открывается молодежи при совместной работе профильных вузов и проектного офиса «Чистой Арктики» – это научная самореализация. В рамках арктических экспедиций студенты могут проводить исследования и развивать область своих профессиональных интересов. Таким образом в тесной связи «Чистой Арктики» с образовательными организациями можно разработать совместные программы для студентов.
«Может стоит обсудить систему студенческих занятий, практик на платформе "Чистой Арктики", ведь очень важно: в процессе учебы показать молодым людям, где они будут работать. То есть это уже система: расширять горизонты через волонтёрскую деятельность. Прикреплять студентов к конкретной программе, затем экспертно сопровождать и курировать их. Я сам, будучи курсантом мореходного училища, будущим штурманом, проходил морскую практику в качестве обычного матроса-практиканта и потом осознанно работал в арктической зоне», – подытожил Андрей Нагибин.
Представители университетов идею поддержали. Во-первых, вузам эта программа поможет повышать потенциал и кадровую значимость своих студентов. Кроме того, ребята, вернувшиеся из арктических экспедиций, точно могут рассмотреть возможность вернуться на север, но уже в качестве уникальных специалистов.
Освоение Арктики – система гибкая, подчеркнули спикеры, именно поэтому в рамках новых коллабораций и решений, будущих арктических экспертов ждет быстрый карьерный старт.
Подводя итоги дискуссии, модератор – руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля закрепил несколько выдвинутых участниками встречи инициатив и предложил вынести их на отдельное обсуждение. В главных пунктах – предложенная Андреем Нагибиным совместная работа российских вузов и проекта «Чистая Арктика», а также производственная коллаборация вузов с арктическим предприятиями, причем, отдельным тематическим треком. Также в рамках дискуссии было предложено пересмотреть в арктических университетах практику так называемых КЦП – количество бюджетных мест, на которые осуществляется набор по разным направлениям подготовки и формам обучения.